Музыкальные новостиРок-н-Ролл РокАрт-рокХард-рокГлэм-рокПанк-рокАльтернативный рокИнди-рокРусский рокПоп-рокФолк-рок
Рок форум Каталог рок-сайтов
Контакты

Рок-н-Ролл

Рок-н-ролл — стиль популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. В англоязычных государствах термин «рок-н-ролл» часто используют при общем обозначении рок-музыки, под который, следовательно, попадают и гранж, и рокабилли и т.п.

Для рок-н-ролла характерен быстрый ритм (4/4), обильное использование молодёжного сленга, раскованность музыкального исполнения. Традиционными музыкальными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных видов американской музыки. Почти параллельно, свободно друг от друга, незнакомые никому чернокожие музыканты американского Юга стали мешать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неведомого до того звучания. Билл Хейли вовсю использовал негритянский сленг в своих песнях в начале 1950-х, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги. Его два сингла «Rock Around The Clock» (в апреле записан 1954 года) и «Shake Rattle And Roll» сыграли важнейшую роль в массовой популярности рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным экспериментом, известном лишь слушателям местных радиостанций. Несмотря на то, что нельзя чётко обозначить зарождение нынешнего стиля, профессионалы нередко отдают преимущество первого рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении Айка Тёрнера в студии Сэма Филлипса в 1951 году.

Считается, что термин «рок-н-ролл» в его нынешнем понимании был введён в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для популяризации современной музыки, которая в то время натыкалась довольно большой отпор со стороны консервативного общества США. Рок-н-ролл стал первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и черными исполнителями, что в конечном счете частично привело к снижению расовой накалённости тех лет (при том, что данный стиль был сугубо аполитичным). Кроме песен, с самого начала написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также очень обильно исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, национальные песни — придавая им стилистику рок-н-ролльного звучания.

Классическое звучание рок-н-ролла было создано в 1954—55х, когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино писали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих выдающихся музыкантов вносил что-то новое, нечто особенное, в новую музыку: Элвис Пресли смело экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Домино наконец-то доказал, что его новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; бешеный ритм и дикие крики пианиста Литла Ричарда стали основой бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и сатирические стихи Чака Берри стали образцом для бесчисленных подражаний. Олицетворением рок-н-ролла всё же по сей день является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший значительное музыкальное и стилистическое воздействие на молодое поколение не только Америки, но всего мира.

После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл быстро оказался объектом интереса кинематографа, а также самых крупных лейблов, которые пытались переманить к себе начинающих исполнителей. В 1956—57х рок-н-ролл пополнился новыми звёздами — Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран — привнёсшими новаторские приёмы игры и оказавшие ещё большое влияние на следующее поколение музыкантов. Особое место в истории инструментального рок-н-ролла занял Линк Рей, чья композиция «Rumble» оказала значительное воздействие на развитие последующей гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.

Развитие рок-н-ролла было быстрым, но, тем не менее, он также достаточно быстро оказался на грани самоисчерпания: Литл Ричард бросил поп-музыку уже в 1957 году, 2 года спустя после своего первого успеха; Элвис Пресли был призван в армию на 2 года и по возвращении в 1960 году был больше занят карьерой в кино; Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран скончались в 1959—60х; Чак Берри был приговорён к тюремному заключению. Другие певцы стали исследовать другие стили (кантри, ритм-энд-блюз и прочие). Но одновременно было множество коммерчески успешных исполнителей, старательно отшлифовывавших рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако немного способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х рок-н-ролл был на пути тупикового самоповторения, и от конечного угасания его не спасали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на явное стремление последних обновить стиль. Новые идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл современную жизнь, были принесены «британским вторжением» середины 1960-х Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х (особенно Чака Берри и Литла Ричарда) были снова перепеты британскими группами. Тогда же начинает применяться общий знаменатель — «рок».

Рок-н-рол в обществе

Рок-н-ролл оказался обьединяющим средством, черных и белых подростков, стершим расовые и социальные предрассудки. Два чернокожих идола молодежи 50-х — Литтл Ричард и Чак Берри — каждым звуком своих песен выражали отказ от расизма. Этот отказ воспринимался и белой молодежью.

    Rambler's Top100